Архитектурный конкурс «АРХНЕВА 2025»

Объявлены победители Молодежного Практикума по деревянной архитектуре «АРХНЕВА 2025»

1-7 июня в Санкт-Петербурге в парке Лесотехнической академии им. Кирова прошел Практикум «АРХНЕВА», результатом которого стало возведение тематических парковых объектов с применением материалов и конструкций из древесины. 7 июня состоялось торжественная церемония открытия экспозиции и были объявлены победители. Репортаж с места событий.

Около 40 проектов были поданы в качестве заявок на участие в «АРХНЕВЕ» на тему сезона: «Дерево памяти: пространства осмысления», посвященных 80-летию победы в Великой Отечественной войне. Экспертный Совет практикума отобрал из них самые интересные и яркие.

В результате конкурсного отбора, для возведения объектов на площадке ГЛТУ им. Кирова собрались шесть команд шести архитектурных ВУЗов и профильных кафедр страны.

В течение двух месяцев подготовки ребята вместе с опытными наставниками создавали макеты, экспериментировали с формами конструкций, посещали лекции и консультировались с ведущими экспертами в области деревянного строительства: конструкторами, производителями современных материалов из древесины, лакокрасочных покрытий и крепёжных систем.

7 июня состоялось торжественная церемония открытия экспозиции. Для жюри и гостей вернисажа команды презентовали свои проекты и были объявлены победители.

«Для организаторов все шесть объектов, все шесть команд, которые получили право реализовать свои задумки в парке ЛТА — все они уже победители. И это было настоящее испытание для всех: за шесть дней своими руками, пусть и при помощи наставников, партнеров и волонтеров, мальчики и девочки, большинство из которых до этого молотка не держали в руках, построили такие масштабные объекты, мы очень гордимся всеми», — поделилась Анна Фукс, генеральный директор Ассоциации Деревянного Домостроения, соорганизатора «АРХНЕВА 2025».

И все-таки жюри пришлось сделать свой выбор.

Сильное эмоциональное впечатление на членов жюри произвела ротонда — объект под названием «Свет памяти!» команды «Кипрегель» Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина. Из презентации объекта: «Круглая в плане конструкция символизирует бесконечность и единство. Внутри — арт-объект из подвешенных деревянных реек, которые соприкасаясь на ветру, создают звук «шепота» — голосов тех, кто сражался за мир. В центре можно подвесить бумажных журавлей как символ памяти и связи поколений».

Как отметил председатель жюри Практикума архитектор Тотан Кузембаев, при довольно грустной и порой тяжелой теме памяти войны, получился очень легкий светлый объем. Воспоминания о людях превращаются в белых нежных птиц. Каждый может закрепить своего журавлика на легкие рейки, присесть на подиум внутри ротонды и увидеть оживающих на ветру птиц, услышать легкий трепет светлых душ тех, кого с нами нет.

Казалось бы, что нового может быть в ротонде как архитектурной форме? Однако, как заявил член жюри, архитектор Александр Леонов, у каждого исторического времени — своя ротонда, эта — 21 века.

Ротонда реализована с применением доски, LVL бруса и фанеры. Наставником команды «Кипрегель» выступила Светлана Титова, главный архитектор SWS GROUP.

Вторым победителем Практикума стала команда: «Комель» Санкт-Петербургского Государственного Лесотехнического университета имени С.М. Кирова с объектом «Маскировочная сеть». «Арт-объект отсылает к маскировочным сетям времен войны — символу защиты жизни, памяти и искусства. Военные маскировки скрывали шпили, купола и памятники, стирая ориентиры с карты города, превращая знакомые силуэты в незаметные. Открытая композиция из «лепестков» сети собирается вокруг грубо сложенного деревянного короба. Внутри — пустота, окно в небо и ощущение уединения. Это укрытие создано не для вещей, а для самого ценного, что нужно защищать — для человека. Проект исследует границу между утратой и сохранением, между тревогой и стремлением защитить. Сеть — это образ укрытия, в котором человек остается человеком — с памятью, страхами и надеждой», — описывает свой проект в презентации команда «Комель».

Арт-объект создан из бревна, доски и стального троса. Наставник команды — Александра Алексеева, архитектор куратор Практикума «АРХНЕВА 2025», руководитель SOLOarch.

Специальный приз от партнера Практикума компании HIMTEX получил самый масштабный объект экспозиции «Строки памяти» команды из Москвы РГПХУ имени С.Г. Строганова «Архестр». Из описания проекта: «Строки памяти» — это попытка поговорить о войне простым и понятным языком через знакомые символы и образы. Форма беседки отсылает к фронтовым письмам-треугольникам — символу живой связи, в которой смешивались тревога, любовь и ожидание. В центре — вращающиеся кубы, которые можно тронуть, словно прикоснуться к прошлому лично. В основе проекта — стихотворения Давида Самойлова «Сороковые» и Роберта Рождественского «Баллада о маленьком человеке.» ... Это пространство, где прошлое становится ближе, а тишина говорит больше, чем слова».

По словам наставника команды «Архестр» Антона Кирмель, соорганизатора «Всероссийского фестиваля плотников и отделочников им. Петра Великого», строительная компания «УтКи», студенты академии Строганова всю проектную и сметную документацию предварительно разрабатывали самостоятельно, а непосредственно в парке Лесотехнической Академии под руководством наставников в течение шести дней пилили, строгали, размечали, учились забивать гвозди, выпиливать из фанеры, выжигать, получили первый, но очень неоценимый опыт строительства.

Член жюри архитектор Алексей Комов, высоко оценив «Строки памяти» отметил, что основательность объекта, проработанность деталей, всё говорит о том, что его создавали студенты именно «Строгановки». Объект «Строки памяти» реализован с применением доски, бруса, рейки и фанеры.

Арт-объект «Внимание!» команды «В пространстве» Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица со своим наставником ландшафтным продюсером, основателем компании «Карелия» Сергем Лычагиным создали из доски, бруса и металлоконструкций. Особенность проекта — интерактивное звуковое оформление.

«Юрий Левитан — советский диктор, чей голос сопровождал народ в самые судьбоносные моменты истории. Так и в данном объекте зритель идет за этим голосом, погружаясь в прошлое. В основе формы — спектрограмма исторического радиосообщения о капитуляции фашистской Германии, завершающегося песней «День Победы». Объект делится на три смысловые части: неизвестность — музыкальное вступление, предваряющее речь диктора на фоне тревожного ожидания вестей; напряжение — кульминационный момент как в объекте, так и в записи, усиливающаяся пластика объемов и элементов; освобождение — торжественные слова о Победе и растворяющийся ритм элементов конструкции», — рассказывают авторы арт-объекта.

«Огонь памяти» — мемориальный объект команды Sylva memoria Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого посвящен студентам и преподавателям Лесотехнической Академии, а также всем, кто в годы войны сохранил честь, мужество и верность своему делу. Конструкция из дерева имеет две смысловые стороны: лицевая — светящиеся «свечи памяти», сквозь которые проходит мягкий свет — символ живой неугасаемой памяти; обратная — распахивающиеся створки, за которыми скрыта просвечивающаяся пластина с историей Академии времен войны. Название переводится с латинского как «лесная память» и подчеркивает связь с природой, наукой и идеей вечности.

Объект построен с использованием доски, бруса, стекла и оргстекла. Александра Зацепина, наставник команды «Огонь памяти» архитектор, искусствовед: «В процессе работы над проектом нам пришлось столкнуться с разными материалами, хочется сказать, что дерево — самый дружелюбный. Например, стекло, не прощает малейшей неточности, ошибки, а деревянные детали можно исправить, подогнать, это мы испытали на собственном опыте».

«Путешественники во времени» — команда Казанского государственного архитектурно-строительного Университета построила «Коридор времени».

Идея проекта — малая архитектурная форма, посвященная блокаде Ленинграда. Его основа — пространство, где история ощущается телом и переживается телом. «Мы стремились передать путь от тревоги к надежде. Постепенно учащающийся ритм реек напоминает стук метронома — как в блокадном Ленинграде. Пространство сужается, свет тускнеет, древесина темнеет — напряжение нарастает. В самом центре — темнота и тишина. Но даже здесь остается просвет — надежда не уходит. К выходу становится светлее, ритм выравнивается, тьма отступает», — рассказывают в своей презентации «Путешественники во времени» из Казани.

На вопрос члена жюри архитектурного критика Юлии Шишаловой что символизирует меняющийся ритм метронома, команда пояснила, что в блокадном Ленинграде медленное тиканье метронома по радио означало отсутствие воздушной атаки, а быстрые щелчки говорили о том, что необходимо искать укрытие, поскольку с минуты на минуту начнётся бомбардировка города.

«Коридор времени» создан из доски, бруса и металлоконструкций. Наставником команды «Путешественники во времени» выступил ландшафтный продюсер, основатель компании «Карелия» Сергей Лычагин.

Всю фестивальную неделю возводить объекты помогали ребята-волонтеры из колледжа СПбГЛТУ им. Кирова и представители партнеров Практикума.

В перспективе развития проекта планируется регулярно проводить практикумы с участием различных городских локаций (парки, набережные, сады и т. д.).

Организаторы практикума: Ассоциация Деревянного Домостроения, ГЛТУ им. Кирова, АБ SOLO
При поддержке: Союз архитекторов России, Российский Союз строителей

Генеральные партнеры: SOROKKA, Ultralam
Партнеры: ДДМ-Строй, SWS Group, НОРТ, Farbraum, АБ SOLO, УТКИ, HIMTEX, КАРЕЛИЯ, Институт инженерной древесины, RUSTRADEWOOD, ПРОФИЛЬДРЕВ, ЕВРОПЛИТ, ТОПЗАБОР, ЕВРОПЛИТ, НОРВЕКС

Информационные партнеры: Archi.ru, Architime, ПРОЕКТ РОССИЯ, WOODFOCUS, ЛесПрмИнформ, Архитектурный вестник, Premio.Design

Сайт АРХНЕВА, ТГ
Планшеты (презентации) проектов
Фото и видео
Общая ссылка на информационные материалы Практикума
Made on
Tilda